Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

"Детский сад № 426 г. Челябинска" 

"СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА"

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

 

Профилактика гриппа и других вирусных инфекций

Сказки про здоровье

Стихотворения, пословицы, поговорки, игры про здоровье

Профилактика Covid-19

 

Очень важно прививать полезные привычки детям с младшего возраста

Когда ребенок начинает осознавать себя и свою связь с окружающим миром, его нужно учить здоровому образу жизни. Но делать это нужно осторожно, не перегружая мозг малыша потоком научных знаний, а стараясь выработать в ребенке умение размышлять, чувствовать свой организм и делать соответствующие выводы. Формировать здоровый образ жизни поможет воспитатель в детском саду и родители.

Здоровый образ жизни для детей

Взрослые ответственны за воспитание и здоровье детей. Поэтому именно взрослые должны быть хорошим примером для малышей, чтобы те могли впитывать положительные эмоции и нужные знания.

Правила здорового образа жизни малыши должны усвоить до окончания детского сада, поскольку следующий период жизни – очень трудный: адаптация к школе, строгий распорядок дня, новые задания. Конечно, планировать свой день маленькому человеку еще не научиться, но он должен впитать знания о том, что хорошо, а что плохо. Формировать здоровый образ жизни нужно систематически и последовательно. При этом ребенок может не осознавать, что его обучают, он просто получает интересные и важные знания, которые применит на практике:

                    Правила личной гигиены;

1.                  Уметь жить по режиму дня;

2.                  Уметь вести себя дома, на улице, с учетом техники безопасности;

3.                  Знать части тела и внутренние органы и как они работают;

4.                  Знать правила питания;

5.                  Понимать, как защититься от простуды;

6.                  Уметь оказать первую помощь при ушибах и порезах;

7.                  Знать упражнения для профилактики болезни.

8.                  Понимать, что опасно, а что полезно.

 

В детском саду накоплен богатый опыт по формированию здорового образа жизни у детей. Полезные привычки появляются благодаря специальной методике. Ребенок должен понять, что нет ничего ценнее здоровья и жизни человека. Уяснить, что человек сам отвечает за свое здоровье.

 

Мероприятия по воспитанию ЗОЖ у дошкольников

Образовательный процесс организован так, чтобы мальчики и девочки проходили обучение, играя и занимаясь творческими делами. Это учение с увлечением дает гораздо больше навыков, нежели стандартное занятие.

В детском саду практикуются такие формы и методы работы с детьми:

1.                  Наблюдение;

2.                  Беседа с использованием игр;

3.                  Занятия с наглядными пособиями;

4.                  Чтение книг, историй, сказок о вредных и полезных привычках;

5.                  Заучивание стихотворений о здоровом образе жизни;

6.                  Проигрывание ситуаций с помощью игр и театральных сценок;

7.                  Работа с родителями детей, ведь мама и папа – пример для сыновей и дочерей. 

8.                  Для укрепления здоровья дети занимаются физкультурой и спортом, посещают специальные занятия. Очень популярны подвижные игры, развивающие занятия, динамические паузы. Важно научить ребенка правильной релаксации и гимнастике: пальчиковой, дыхательной, для глаз, бодрящей и пр.

 

В детском саду большое внимание уделяется следующим темам:

1.                  Правильное питание.

2.                  Режим дня.

3.                  Двигательная активность.

4.                  Полноценный отдых и сон.

5.                  Здоровая гигиена.

6.                  Психологическая атмосфера, благоприятная для человека.

7.                  Здоровые привычки, закаливание организма.

 

Стоит отметить, что в здоровые привычки, помимо прогулки, занятий спортом и другими видами деятельности, входит правильное обращение с компьютером, планшетом, сотовым телефоном. Современные дети практически не выпускают из рук гаджеты. Это отрицательно сказывается на здоровье. Поэтому нужно воспитать в ребенке грамотное пользование этими приборами именно в дошкольном возрасте, чтобы потом не бороться с компьютерной или телефонной зависимостью. 

 

В детском саду ребенок  осваивает следующие правила здорового образа жизни:

 

Первое правило – для хорошего слуха и чистых ушей:

1.                  Нельзя ковырять в ушах, можно повредить барабанную перепонку.

2.                  Вода не должна попадать в уши, это опасно для слуха.

3.                  Сильный ветер может застудить уши, и они заболят. Уши нужно прятать в шапке.

4.                  Не любят уши сильный шум.

5.                Чтобы уши были чистые, надо чистить их ватной палочкой. Глубоко не толкать, аккуратно чистить.

Второе правило – для зорких глаз:

1.                  Лежа читать и близко смотреть телевизор нельзя.

2.                  Трогать глаза грязными руками нельзя.

3.                  Не забывать про гимнастику для глаз.

4.                  Глаза, брови и ресницы любят умываться.

Третье правило – для чистой кожи:

1.                  Мыло и вода – лучшие друзья кожи.

2.                  Нельзя кожу колоть и давить на нее.

3.                  Рану на коже нужно промыть и обработать от инфекции.

4.                  После ванны нужно хорошо вытереться.

5.                  Грязное белье опасно для здоровья.

6.                  Нельзя носить чужую одежду и обувь.

Четвертое правило – для подвижности рук и ног:

1.                  Утренняя гимнастика – закон.

2.                  Нет — неудобной обуви.

3.                  Варежки нужны в мороз, в них надо прятать руки.

4.                  4 Длинные ногти – некрасиво и опасно, можно пораниться.

5.                  Плавание – хорошая закалка.

6.                  Пятками по песку – все болезни прочь.

Пятое правило – для красивой осанки:

1.                  Позу менять через 15 — 20 минут.

2.                  Делать физкультуру для мышц спины, живота и позвоночника.

3.                  Голову класть нужно на невысокую подушку.

4.                  Тяжесть поднимать нельзя.

5.                  Нельзя ходить на высоких каблуках.

Шестое правило – о правильном питании:

1.                  Есть по режиму.

2.                  Нельзя торопиться во время еды.

3.                  На столе должны быть полезные продукты.

4.                  На ходу есть нельзя.

5.                  Холодная и горячая пища не может быть полезной.

6.                  От переедания болит живот. 

Седьмое правило – для крепости зубов:

1.                  Грызть орехи нельзя.

2.                  Чередовать горячую и холодную пищу нельзя.

3.                  После каждого приема пищи нужно полоскать рот.

4.                  4.Утром и перед сном – чистить зубы.

5.                  Побывать у стоматолога нужно раз в полгода.

Восьмое правило – о правильном отдыхе:

1.                  Душ перед сном – обязательно.

2.                  Пить много воды перед сном нельзя.

3.                  Спать нужно в проветренной комнате.

4.                  Час до сна – тихий час, без телевизора, компьютера и громкой музыки.

5.                  Спать нужно в тишине.

6.                  Ложиться спать и вставать нужно по режиму дня.

 

 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Закаливающие мероприятия – организация ходьбы по массажной дорожке после дневного сна. В массажной дорожке спользуются самые различные материалы (деревянные палочки, пуговицы, фасоль, шнуры, пробки, для профилактики и исправления плоскостопия). Обязательное проветривание групповой комнаты и спальни, умывание.

Динамические паузы –комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют» и др.

Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу, согласовывать их с действиями товарищей. Развиваются основные виды движений, выносливость, крупная моторика рук, координация движений, способность концентрировать внимание, память, наблюдательность, ориентировка в пространстве. («Воробушки и автомобиль», «Поезд», « Бегите ко мне», «Через речку», «По ровненькой дорожке», «Надувайся пузырь»).                         

Релаксация используется по мере утомляемости детей (минуты тишины, музыкальные паузы, слушание музыкальных произведений, звуки природы, шум воды, голоса птиц)                                             

Пальчиковая гимнастика – можно проводить индивидуально, подгруппой или группой в любой удобный отрезок времени. Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. А так же рекомендуется родителям проводить с детьми дома. («Белочка», «Наша группа», «Пирог», «Капуста»).

Гимнастика для глаз – проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности нагрузки. Можно использовать наглядный материал, показ. («Открываем – закрываем глазки», «Следим за предметом»).

Дыхательная гимнастика  – оборудование для таких упражнений является частью предметно-развивающей среды (вертушки, султанчики, мыльные пузыри). Дети с удовольствие «дуют на снежинку», «нюхают цветочек».

Гимнастика пробуждения –  проводится в постели: потягивание,  поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, гимнастики для глаз. Гимнастика направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию после дневного сна.

Арт-терапия —  художественное творчество помогает ребенку погасить отрицательные эмоции, отвлечься  и успокоиться. В течение дня можно включать в работу «Рисование пальчиками», «Рисование ладошками», «Рисование на большом листе бумаги».

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика: продолжительность 4-5 мин., комплекс составляется на две недели. Малыши выполняют знакомые упражнения, действуя в образе животных, что создает хорошее настроение, вызывает желание выполнять движения. Оздоравливает, укрепляет организм, вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять различные упражнения.                     

Физкультурные занятия:  проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 10 минут. 

Такие занятия состоят из трех частей:

вводной (ходьба, чередующая с бегом;

основной (3-6 общеразвивающих упражнений с предметами или подражательных, которые заканчиваются подскоками или бегом);

заключительной части (малоподвижная игра или ходьба с замедлением темпа).

Дети обучаются движениям в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций, подражательных действий. Например: как ходит, рычит медведь; прыгает зайка; летает птичка; как лошадка скачет; и т. д. Для поддержания интереса малышей,  движения сопровождаются песенками, стихами.                                               

Самомассаж является эффективной профилактикой снижения заболеваемости. Малыши с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя массаж, могут фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно — эмоциональное напряжение.

Проблемно — игровые занятия: обучающие ситуации «Кукла Катя на прогулке», «Зайка заболел», «Полечим мишку», «Зайчишка — шалунишка». Играя, дети знакомятся с моделями безопасного поведения, учатся заботиться о своем здоровье, например, «Что нужно делать, чтобы не болеть».

Коррекционные технологии:

Музыкотерапия помогает снять напряжение, повысить эмоциональный настрой ребенка. Широко используется ее в течении дня, в зависимости от вида деятельности.

Сказкотерапия. Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в детский сад, нередко бывает сопряжено с тяжелыми эмоциональными переживаниями. И именно сказка облегчает ребенку вхождение в детский сад, а также положительно влияет на его здоровье. Надо умываться, а дети не любят, надо кушать, а они не хотят, надо одеваться, убирать игрушки, а они не желают. Как же с ними справиться? И вот тут на помощь приходят стихи, сказки, песенки, потешки, одним словом – элементы сказкотерапии.

Реализация этих методов и приемов осуществлятся в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности в ходе педагогического взаимодействия с детьми.

Каждая из технологий имеет оздоровительное направление, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в результате формирует привычку к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающая деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями. Работа с родителями   является важной составляющей всего педагогического процесса. С момента поступления ребенка в детский сад педагоги должны строить совместную работу, которая поможет ребенку быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив.

В работе с родителями педагоги ДОО делают упор на пропаганду здорового образа жизни, на знакомство с проводимой в группах работы по формированию ЗОЖ и вовлечение в неё родителей.

Для этого проводятся беседы с родителями на темы: » Ваш ребенок идет в детский сад», «Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста», «Оздоровление и закаливание детей раннего возраста» и многие другие; даем необходимые консультации (индивидуальные и групповые.), по вопросам адаптации детей к условиям ДОО и на интересующие родителей темы.  Используются папки – передвижки («Растим здорового малыша», «Подвижные игры для детей раннего возраста», «Как одевать ребенка в зимнее время», «Не ленись, на зарядку становись», «Как обучать малыша культурно – гигиеническим навыкам» и т. д.).

Таким образом, комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, который проводятся в раннем детстве, позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка.

 

Приучать ребенка к здоровому образу жизни очень важно в дошкольном возрасте.

Для этого можно использовать и народное творчество, и игры, и театральные постановки, и викторины, и беседы с детьми и родителями, и интересные познавательные прогулки.

Если формирование полезных привычек происходит в младшем возрасте, в школу приходит ученик, который знает: что такое режим дня, как правильно вести себя в обществе, на улице, в помещении, как защитить себя от болезней и опасностей. 

 

Здоровья Вам и Вашим детям! 

Дата последнего обновления страницы 13.05.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения