Очень важно прививать полезные привычки детям младшего возраста.
Когда ребенок начинает осознавать себя и свою связь с окружающим миром, его нужно учить здоровому образу жизни. Но делать это нужно осторожно, не перегружая мозг малыша потоком научных знаний, а стараясь выработать в ребенке умение размышлять, чувствовать свой организм и делать соответствующие выводы. Формировать здоровый образ жизни поможет воспитатель в детском саду и родители.
Здоровый образ жизни для детей
Взрослые ответственны за воспитание и здоровье детей. Поэтому именно взрослые должны быть хорошим примером для малышей, чтобы те могли впитывать положительные эмоции и нужные знания.
Правила здорового образа жизни малыши должны усвоить до окончания детского сада, поскольку следующий период жизни – очень трудный: адаптация к школе, строгий распорядок дня, новые задания. Конечно, планировать свой день маленькому человеку еще не научиться, но он должен впитать знания о том, что хорошо, а что плохо. Формировать здоровый образ жизни нужно систематически и последовательно. При этом ребенок может не осознавать, что его обучают, он просто получает интересные и важные знания, которые применит на практике:
1.Правила личной гигиены;
2.Уметь жить по режиму дня;
3.Уметь вести себя дома, на улице, с учетом техники безопасности;
4.Знать части тела и внутренние органы и как они работают;
5.Знать правила питания;
6.Понимать, как защититься от простуды;
7.Уметь оказать первую помощь при ушибах и порезах;
8.Знать упражнения для профилактики болезни.
9.Понимать, что опасно, а что полезно.
В детском саду накоплен богатый опыт по формированию здорового образа жизни у детей. Полезные привычки появляются благодаря специальной методике. Ребенок должен понять, что нет ничего ценнее здоровья и жизни человека. Уяснить, что человек сам отвечает за свое здоровье.
Мероприятия по воспитанию ЗОЖ у дошкольников
Образовательный процесс организован так, чтобы мальчики и девочки проходили обучение, играя и занимаясь творческими делами. Это учение с увлечением дает гораздо больше навыков, нежели стандартное занятие.
В детском саду практикуются такие формы и методы работы с детьми:
1.Наблюдение;
2.Беседа с использованием игр;
3.Занятия с наглядными пособиями;
4.Чтение книг, историй, сказок о вредных и полезных привычках;
5.Заучивание стихотворений о здоровом образе жизни;
6.Проигрывание ситуаций с помощью игр и театральных сценок;
7.Работа с родителями детей, ведь мама и папа – пример для сыновей и дочерей.
8.Для укрепления здоровья дети занимаются физкультурой и спортом, посещают специальные занятия. Очень популярны подвижные игры, развивающие занятия, динамические паузы. Важно научить ребенка правильной релаксации и гимнастике: пальчиковой, дыхательной, для глаз, бодрящей и пр.
В детском саду большое внимание уделяется следующим темам:
1.Правильное питание.
2.Режим дня.
3.Двигательная активность.
4.Полноценный отдых и сон.
5.Здоровая гигиена.
6.Психологическая атмосфера, благоприятная для человека.
7.Здоровые привычки, закаливание организма.
Стоит отметить, что в здоровые привычки, помимо прогулки, занятий спортом и другими видами деятельности, входит правильное обращение с компьютером, планшетом, сотовым телефоном. Современные дети практически не выпускают из рук гаджеты. Это отрицательно сказывается на здоровье. Поэтому нужно воспитать в ребенке грамотное пользование этими приборами именно в дошкольном возрасте, чтобы потом не бороться с компьютерной или телефонной зависимостью.
В детском саду ребенокосваивает следующие правила здорового образа жизни:
Первое правило – для хорошего слуха и чистых ушей:
1. Нельзя ковырять в ушах, можно повредить барабанную перепонку.
2. Вода не должна попадать в уши, это опасно для слуха.
3. Сильный ветер может застудить уши, и они заболят. Уши нужно прятать в шапке.
4. Не любят уши сильный шум.
5. Чтобы уши были чистые, надо чистить их ватной палочкой. Глубоко не толкать, аккуратно чистить.
Второе правило – для зорких глаз:
1. Лежа читать и близко смотреть телевизор нельзя.
2. Трогать глаза грязными руками нельзя.
3. Не забывать про гимнастику для глаз.
4. Глаза, брови и ресницы любят умываться.
Третье правило – для чистой кожи:
1. Мыло и вода – лучшие друзья кожи.
2. Нельзя кожу колоть и давить на нее.
3. Рану на коже нужно промыть и обработать от инфекции.
4. После ванны нужно хорошо вытереться.
5. Грязное белье опасно для здоровья.
6. Нельзя носить чужую одежду и обувь.
Четвертое правило – для подвижности рук и ног:
1. Утренняя гимнастика – закон.
2. Нет — неудобной обуви.
3. Варежки нужны в мороз, в них надо прятать руки.
4. 4 Длинные ногти – некрасиво и опасно, можно пораниться.
5. Плавание – хорошая закалка.
6. Пятками по песку – все болезни прочь.
Пятое правило – для красивой осанки:
1. Позу менять через 15 — 20 минут.
2. Делать физкультуру для мышц спины, живота и позвоночника.
3. Голову класть нужно на невысокую подушку.
4. Тяжесть поднимать нельзя.
5. Нельзя ходить на высоких каблуках.
Шестое правило – о правильном питании:
1. Есть по режиму.
2. Нельзя торопиться во время еды.
3. На столе должны быть полезные продукты.
4. На ходу есть нельзя.
5. Холодная и горячая пища не может быть полезной.
6. От переедания болит живот.
Седьмое правило – для крепости зубов:
1. Грызть орехи нельзя.
2. Чередовать горячую и холодную пищу нельзя.
3. После каждого приема пищи нужно полоскать рот.
4. 4.Утром и перед сном – чистить зубы.
5. Побывать у стоматолога нужно раз в полгода.
Восьмое правило – о правильном отдыхе:
1. Душ перед сном – обязательно.
2. Пить много воды перед сном нельзя.
3. Спать нужно в проветренной комнате.
4. Час до сна – тихий час, без телевизора, компьютера и громкой музыки.
5. Спать нужно в тишине.
6. Ложиться спать и вставать нужно по режиму дня.
Приучать ребенка к здоровому образу жизни очень важно в дошкольном возрасте.
Для этого можно использовать и народное творчество, и игры, и театральные постановки, и викторины, и беседы с детьми и родителями, и интересные познавательные прогулки.
Если формирование полезных привычек происходит в младшем возрасте, в школу приходит ученик, который знает: что такое режим дня, как правильно вести себя в обществе, на улице, в помещении, как защитить себя от болезней и опасностей.